<<Назад

 

9. Расположение транспортных средств на проезжей части

9.1. Водители получают информацию о числе полос движения для безрельсовых транспортных средств и направлений движения по ним при помощи линий продольной разметки или дорожных знаков 5.15.1 и 5.15.7 “Направление движения по полосам” или 5.15.2 “Направление движения по полосе” 5.15.8 “Число полос”.

В случае если разметка и знаки отсутствуют, водители сами определяют число полос движения с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов (боковых расстояний) между ними. Транспортные средства никогда не движутся строго прямолинейно. Даже на самой хорошей дороге они постоянно отклоняются то в одну, то в другую сторону. Поэтому ширина полосы, занимаемая автомобилем при движении, больше его габаритной ширины. Максимальная ширина транспортных средств 2,5 м, а ширина полосы движения 3,0–3,75 м. Следовательно, дорога с проезжей частью шириной 6–7 м имеет две полосы движения, шириной 9–11 м – три полосы, а 12–15 м – четыре полосы для движения. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, независимо от наличия разметки, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Объясняется это тем, что при наличии двух и более полос для движения в одном направлении возможно выполнение объезда или обгона в пределах проезжей части данного направления движения. Нарушение этого требования может вызвать лобовое столкновение транспортных средств.

9.3. В отдельных регионах встречаются трех полосные дороги, обозначенные продольными линиями разметки (кроме разметки 1.9), с шириной проезжей части 9–11 м, по которым организовано двухстороннее движение. На таких дорогах средняя полоса используется водителями для объезда или обгона, причем и объезд, и обгон могут попеременно производиться встречными водителями. Кроме того, на среднюю полосу водители выезжают для поворота налево или разворота. Крайние же полосы должны использоваться только для движения в одном направлении, и появление встречных транспортных средств здесь недопустимо. Поэтому для исключения возможных столкновений выезд на крайнюю левую полосу проезжей части, предназначенной для движения во встречном направлении, запрещен даже для обгона. Поворачивая на дорогу с тремя полосами движения, водитель должен занять только крайнюю правую полосу, так как средняя не предназначена для постоянного движения.

9.4. Вне населенных пунктов на дорогах всех типов водители любых транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Если дорога имеет несколько полос, то водитель должен двигаться по крайней правой полосе. В случае если крайняя правая полоса занята транспортными средствами, водитель может занять соседнюю с ней полосу и т.д. Двигаться по левым полосам можно тогда, когда правые полосы заняты другими транспортными средствами.

Правая полоса считается свободной, если водитель беспрепятственно, не создавая помех для движущихся по ней транспортных средств, может занять место на данной полосе.

Соблюдение этого требования распространяется на любые дороги, независимо от числа полос для движения. Таким образом, расположение транспортных средств на дороге вне населенного пункта постоянно тяготеет к правому краю проезжей части. Это создает благоприятные условия для опережения и обгона на дорогах с двумя полосами и более для движения в одном направлении.

Наиболее благоприятные условия для движения быстроходных транспортных средств создаются на автомагистралях и дорогах предназначенных только для автомобилей, автобусов и мотоциклов. Водителей должны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части и в населенных пунктах по дорогам, которые обозначены знаками: 5.1 “Автомагистраль”, 5.3 “Дорога для автомобилей”, и на участках дорог, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч при помощи знака 3.24 “Ограничение максимальной скорости” или населенный пункт обозначен, знаками 5.25 и 5.26 с синим фоном.

Большинство дорог в населенных пунктах позволяет транспортным средствам двигаться сравнительно медленнее и ближе друг к другу, чем вне населенных пунктов, потребность же в перестроения возникает чаще. Поэтому в населенных пунктах водители могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

На любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, двигаться по крайней левой полосе при свободных правых запрещено. Разрешается выезжать на крайнюю левую полосу при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, для обгона, поворота налево или разворота.

Однако, учитывая достаточно высокую плотность расположения транспортных средств на проезжей части (ограниченные дистанции и интервалы), менять полосу движения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, разрешается только перед поворотом направо или налево, разворотом, объезде, а также перед остановкой. В связи с этим требованием обгон при интенсивном движении запрещен.

Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 2,5 т имеют большие габаритные размеры, перевозят большое количество груза, поэтому, как правило, движутся с не высокими скоростями. Чтобы создавалось меньше помех движению более быстроходных транспортных средств, на дорогах с тремя и более полосами для движения в данном направлении, Правилами таким автомобилям разрешается занимать крайнюю левую полосу только для поворота налево или разворота. Выезд на крайнюю левую полосу даже для обгона запрещен.

Обгон это маневр всегда связанный с выездом из занимаемой полосы и с последующим опережением транспортного средства, движущегося с меньшей скоростью, поэтому движение транспортного средства по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней, не является обгоном, а является опережением.

9.5. Тихоходные транспортные средства, которые по технической характеристике имеют скорость менее 40 км/ч (тракторы, самоходные машины и т. п.), а также транспортные средства, которые не могут развивать скорость более 40 км/ч вследствие особенностей перевозимого груза (тяжеловесный или крупногабаритный), либо неисправного технического состояния (движение к месту стоянки или ремонта), должны занимать только крайнюю правую полосу. Выезжать за ее пределы разрешается для объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево или разворотом.

9.6. Трамвайные пути не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Однако, для повышения пропускной способности дорог по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева от транспортного средства и на одном уровне с проезжей частью, разрешается движение безрельсовых транспортных средств при интенсивном движении, когда заняты все полосы данного направления движения, при объезде или обгоне. При этом не должно создаваться помех движению трамвая.

Выезжать на трамвайные пути встречного направления в любом случае запрещается, даже для обгона других транспортных средств или объезда остановившегося трамвая.

Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 “Направление движения по полосам” и 5.15.2 “Направление движения по полосе”, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Длительное движение транспортных средств по линии разметки создает дополнительные помехи движению (уменьшаются боковые интервалы, возрастает опасность боковых столкновений) и резко снижается пропускная способность дороги. При движении водитель должен занимать только одну полосу движения. Поэтому если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться, строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло только крайнюю правую полосу (даже после поворота налево) с целью исключить опасность столкновения с транспортными средствами, движущимися во встречном направлении. В месте поворота на дорогу с реверсивным движением может отсутствовать реверсивный светофор. В этих условиях водителю трудно определить, в каком направлении осуществляется движение транспортных средств по реверсивным полосам. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, подъехав к реверсивному светофору, ориентируясь по его сигналам, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Все транспортные средства должны двигаться только по проезжей части, не выезжая на разделительные полосы, обочины, тротуары и пешеходные дорожки. На обочины разрешается выезжать только для остановки и стоянки транспортных средств, также допускается движение по обочинам велосипедистов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, если это не создает помех пешеходам.

Допускается движение по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, при выполнении ими работ по ремонту или обслуживанию дорог.

Также разрешается подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым предприятиям и объектам, которые расположены непосредственно у обочин, тротуаров и пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения. Дистанция – это расстояние между транспортными средствами, движущимися в один ряд друг за другом. При выборе безопасной дистанции водитель должен ориентироваться, прежде всего, на скорость движения; необходимо также учитывать вид покрытия и состояние проезжей части, особенностей тормозной системы транспортного средства, функциональные возможности водителя (время реакции). Критерием правильно выбранной дистанции является соблюдение требований Правил – не допускать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства. Для ориентировочных расчетов можно принимать, что безопасная дистанция в метрах между движущимися в потоке с одинаковой скоростью транспортными средствами численно равна половине величины скорости. Однако определить на глаз в движении расстояние до движущегося впереди транспортного средства довольно сложно. Гораздо более удобно и правильно определять безопасную дистанцию временем движения. Следовать за впереди идущим транспортным средством следует в двух секундах времени движения. Чтобы определить, какова дистанция нужно подождать пока впереди идущий автомобиль не минует стационарный объект. В этот момент надо начать отсчет (одна тысяча один, одна тысяча два). Если вы проехали мимо этого объекта до счета одна тысяча два, это значит, что вы движетесь слишком близко к этому автомобилю.

Расстояние между параллельно движущимися транспортными средствами, как в попутных, так и во встречных направлениях называется интервалом. Безопасный интервал в наибольшей степени зависит от скорости движения. Рекомендуемые интервалы между движущимися в попутном направлении транспортными средствами 0,5–1,5 м. Интервалы более 2,0–2,5 м нежелательны, так как при этом нерационально используется проезжая часть, а также их могут использовать для движения водители других транспортных средств, что увеличивает вероятность боковых столкновений. Интервал при встречном разъезде рекомендуется увеличивать до 1,5–2,0 м.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двухсторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу, что позволяет уменьшить протяженность зоны обгона. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

 

<<Назад

Сайт управляется системой uCoz