<<Назад

 

6. Сигналы светофора и регулировщика

6.1. Для регулирования транспортных и пешеходных потоков применяются светофоры – средство регулирования дорожного движения, передающее информацию разноцветными световыми сигналами, каждый из которых (либо их сочетание) имеет строго определенное значение, которые позволяют повысить пропускную способность дорог и перекрестков и сократить число дорожно-транспортных происшествий.

В светофорах применяются сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов. По своему назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные. В транспортных светофорах в зависимости от назначения сигналы могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта велосипеда и Х-образные. Пешеходные светофоры имеют сигналы в виде силуэта пешехода.

Сигналы светофора всегда располагаются в определенном порядке. Если светофор имеет вертикальное расположение сигналов, то верхний сигнал – красного цвета, средний – желтого, нижний – зеленого. У светофора с горизонтальными сигналами левый – красный, средний – желтый, правый – зеленый. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

зеленый сигнал разрешает движение всем транспортным средствам во всех направлениях, пешеходам при отсутствии пешеходного светофора разрешается переходить проезжую часть;

зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло). На дорогах с высокой интенсивностью движения он позволяет водителям подготовиться к смене сигналов светофора и оценить возможность проезда перекрестка без остановки;

желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14. и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Если водитель в момент переключения зеленого сигнала на желтый находится близко от перекрестка и не может без применения экстренного торможения остановиться в определенном Правилами месте, то он может продолжать движение через перекресток. Пешеходы, находящиеся в момент включения желтого сигнала на проезжей части, должны быстро закончить переход, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений (при ее отсутствии – на середине проезжей части);

желтый мигающий сигнал трехсекционного светофора или односекционного с желтым сигналом разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение;

сочетание красного и желтого сигналов включенных одновременно запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала, такая сигнализация позволяет водителям меньше времени задерживаться перед перекрестком и способствует повышению пропускной способности.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов (или круглые сигналы красного, желтого и зеленого цветов с нанесенными на них черными контурными стрелками) имеют тоже значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета – красный и желтый сигналы запрещают движение во всех направлениях, зеленый сигнал движение разрешает, но только в направлении, указываемом стрелкой (стрелками). При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. При интенсивном движении транспортных средств по нескольким полосам, над каждой полосой может устанавливаться светофор, управляющий движением по ней.

Трехсекционные светофоры могут иметь одну или две дополнительные секции, расположенные на одном уровне с круглым зеленым сигналом. Дополнительные секции имеют сигналы в виде стрелки зеленого цвета, указывающие разрешенные направления движения. При любом основном круглом сигнале светофора движение, в направлении указываемом дополнительной секцией, разрешается только при включенном в ней сигнале, в виде стрелки. При выключенном сигнале в дополнительной секции запрещается движение в направлении, регулируемом этой секцией.

В зависимости от конфигурации перекрестка стрелка в секции может быть расположена горизонтально, вертикально или под углом. В правой дополнительной секции могут быть стрелки разрешающие правый поворот (стрелка горизонтальная) или движение прямо (стрелка вертикальная) на Т-образных перекрестках. Стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот.

Включаться сигнал в дополнительной секции может в любом сочетании с основными сигналами – зеленым, желтым и красным.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора. Эта дополнительная секция, когда сигнал в ней выключен, не всегда заметна в темное время. Кроме того стрелка указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. Стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот.

6.5. Пешеходные светофоры могут иметь сигналы круглой или квадратной формы. Верхний красный и нижний зеленый сигналы выполняются в виде силуэтов человека. Эти светофоры применяются для регулирования движения только пешеходов через проезжие части дорог. Применяются пешеходные светофоры, как на перекрестках, так и на переходах между перекрестками. Зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Если на перекрестке установлены и работают одновременно обычный транспортный и пешеходный светофор, а их сигналы противоречат друг другу, то пешеходы при переходе проезжей части должны руководствоваться пешеходным светофором.

Для регулирования движения велосипедистов применяются специальные светофоры с изображением велосипеда на линзах. Может также использоваться светофор с сигналами уменьшенного размера, дополненный табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета. Зеленый сигнал разрешает, а красный и желтый сигналы запрещают движение велосипедистов.

6.6. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, вместе со светофором может применяться звуковая сигнализация, работающая совместно с пешеходным светофором.

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности, по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное (реверсивные полосы), применяются реверсивные светофоры. Реверсивные светофоры устанавливаются непосредственно над такими полосами. Красный Х-образный сигнал запрещает, а зеленый в виде вертикальной стрелы – разрешает движение по полосе, над которой он установлен. Сигналы реверсивного светофора распространяются на участок полосы, начинающийся в месте установки первого за перекрестком светофора, и оканчиваются в месте установки знака 5.36 “Конец реверсивного движения”, либо у последующего реверсивного светофора.

Основные сигналы красного и зеленого цветов могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо или влево. Его включение информирует о предстоящей смене сигнала и предписывает водителю перестроиться на полосу, указываемую стрелкой.

Запрещается въезд на полосу, ограниченную с обеих сторон линией разметки 1.9, при отключенном реверсивном светофоре, расположенном над этой полосой. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки, обозначающую границу реверсивной полосы, в противном случае возникает возможность выезда навстречу движению (например, при перегорании ламп красного сигнала одного из светофоров полосы).

Реверсивные светофоры применяются только для разрешения или запрета движения по полосе, поэтому при проезде перекрестка водитель должен руководствоваться транспортным светофором с круглыми сигналами.

Когда линия разметки 1.9 (прерывистая двойная линия) применяется для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия), реверсивные светофоры устанавливаются над полосами, предназначенными для реверсивного регулирования. При выключенных реверсивных светофорах пересекать линию 1.9 запрещается. Движение по полосе данного направления движения запрещено, если в реверсивном светофоре, установленном над этой полосой, включен красный сигнал. Движение по полосе встречного движения, над которой установлен реверсивный светофор, разрешается при включенном зеленом сигнале.

6.8. Светофоры с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, распложенными в виде буквы “Т”, применяются для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе. Такие светофоры устанавливаются в местах, где путь движения этих транспортных средств пересекается с трассами других безрельсовых транспортных средств. Движение маршрутных транспортных средств разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних. При этом левый сигнал разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если нижний сигнал выключен, а все три верхних включены, то движение запрещено.

Сигналы светофора не распространяют своего действия на водителей других транспортных средств, однако, они согласуются с сигналами других транспортных светофоров и исключают взаимные помехи при проезде перекрестков.

6.9. На железнодорожных переездах могут применяться следующие светофоры: с одним красным сигналом, двумя горизонтально расположенными красными сигналами или двумя красными и одним бело-лунным сигналами. Мигающий красный сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала запрещают движение. Круглый бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение через переезд.

При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается, если в пределах видимости отсутствует приближающийся к переезду поезд.

6.10. Основными сигналами регулировщика являются положения его корпуса и жесты руками (вытянутая в сторону или опущенная вдоль туловища рука имеют одно и то же значение).

Регулировщик для улучшения видимости сигналов может использовать жезл, окрашенный в черный и белый цвета (в том числе и светящийся) или диск с сигналом красного цвета (световозвращателем). Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

руки вытянуты в стороны или опущены вдоль туловища:

трамвай со стороны правого или левого бока может двигаться только прямо (по направлению рук регулировщика), движение со стороны груди и спины запрещено;

безрельсовые транспортные средства со стороны правого или левого бока также как и трамвай и могут двигаться прямо и плюс правее этого направления – повернуть направо, движение со стороны груди и спины запрещено;

пешеходы со стороны правого или левого бока могут переходить проезжую часть. Движение со стороны груди и спины движение запрещено.

правая рука вытянута вперед перед собой:

трамвай со стороны груди может двигаться направо (по направлению рук регулировщика). Со стороны левого бока может повернуть налево (по направлению рук регулировщика). Движение со стороны груди и правого бока запрещено;

безрельсовые транспортные средства со стороны груди могут двигаться направо (по направлению рук регулировщика). Со стороны левого бока налево и на разворот (по направлению рук регулировщика) и плюс правее этого направления – прямо и повернуть направо, т.е. во всех направлениях. Движение со стороны правого бока и спины запрещено;

пешеходы могут переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

правая рука поднята вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев предусмотренных пунктом 6.14. Правил.

Перечисленные сигналы не исчерпывают всех указаний, которые в конкретной обстановке регулировщику приходится давать участникам движения. Поэтому регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, но лишь с условием, что они будут понятны водителям и пешеходам.

6.11. Если регулировщик подает водителю сигнал остановиться с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство, необходимо перестроиться на крайнюю правую полосу. Остановку следует осуществить рядом с тротуаром или на обочине. Во всех случаях надо останавливаться по возможности ближе к месту нахождения регулировщика. Если регулировщик указывает конкретное место остановки, водитель обязан остановиться в этом месте, даже если в этом месте остановка запрещена.

6.12. В качестве дополнительного средства, привлекающего внимание участников движения, регулировщик может пользоваться свистком.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33Стоп-линия”), а при ее отсутствии:

на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам (перед пешеходным переходом, при его наличии, при отсутствии перед линией тротуаров или обочин);

перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах (например, выезд из прилегающей территории) не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которым разрешено.

6.14. Если водитель в момент включения желтого сигнала или в момент поднятия регулировщиком руки находится близко от перекрестка и не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению, ему разрешено продолжать движение через перекресток в намеченном направлении.

Пешеходы, находящиеся на проезжей части, в момент включения желтого сигнала или в момент поднятия регулировщиком руки, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

6.15. Не исключены ситуации, в которых требования регулировщика к водителям и пешеходам могут противоречить сигналам светофора. Это возможно в случаях дорожно-транспортного происшествия, затора, движения колонны и т.п. Невзирая на подобное противоречия, водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и указаний регулировщика.

Если же регулировщик регулирует движение при помощи сигналов определенных Правилами, то водители должны выполнять эти сигналы с учетом дорожных знаков и дорожной разметки, кроме знаков приоритета. Для того чтобы отменить действие знаков (кроме приоритета) и дорожной разметки регулировщик должен подать дополнительный сигнал понятный участникам движения.

В случае если значение сигналов светофора противоречат требованиям знаков приоритета, которые определяют очередность движения на нерегулируемых перекрестках, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд, что особенно важно для безопасного перехода через железнодорожные пути слепых пешеходов.

<<Назад
Сайт управляется системой uCoz