2. Общие обязанности водителей
2.1. Водитель механического
транспортного средства обязан:
2.1.1. Водитель имеет право
управлять механическим транспортным средством, если он имеет при себе
предусмотренные Правилами документы. По требованию сотрудников милиции
(независимо от того, к какому подразделению они относятся) водитель обязан
передавать им для проверки свои документы.
Документы, которые обязан иметь при
себе и передавать для проверки водитель механического транспортного средства:
–
Водительское
удостоверение
на право управления
транспортным средством, которые разделяются на пять категорий: “А”, “В”, “С”, “D”, “Е”.
Водительское удостоверение дает право управлять только теми видами транспортных
средств, на которые распространяется это удостоверение.
К категории “А” относятся
мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства. Водителям
транспортных средств категорий “А” предоставляется право управления
мотоколясками.
К категории “В” относятся
автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и
число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8 мест. Водителям
транспортных средств категории “В” предоставляется право управления
мотоколясками.
К категории “С” относятся
автомобили, за исключением относящихся к категории “D”, разрешенная максимальная
масса которых превышает 3500 килограммов.
К категории “D” относятся
автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих
мест, помимо сиденья водителя.
К категории “Е” относятся
составы транспортных средств, с тягачом, относящимся к категориям “В”, “С”
или “D”, у которых разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. Для управления
сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах “D” и “Е”
водительского удостоверения.
Водительское удостоверение с разрешающей
отметкой “Трамвай” подтверждает право на управление только трамваями, с
отметкой “Троллейбус” – только троллейбусами.
Водители, имеющие право на
управление транспортными средствами категории “В”, “С” или “D имеют право
управлять автопоездом, у которого разрешенная максимальная масса прицепа не
превышает 750 кг.
Если разрешенная максимальная масса
прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории
“В”, а разрешенная максимальная масса сцепленного состава не превышает 3500 килограммов,
при управлении им достаточно иметь водительское удостоверение категории
“В”.
На территории Российской Федерации
действуют национальные и международные водительские удостоверения,
соответствующие Конвенции о дорожном движении. Бланки водительских
удостоверений (национальных водительских удостоверений) Российской Федерации
введены в действие Приказами МВД России от 16 декабря 1992 г. № 460 и от 21 июля 1993 г. № 346. Водительские
удостоверения, введенные в 1992 и 1993 годах, соответствуют требованиям
Конвенции о дорожном движении и могут быть признаны действительными для
управления транспортными средствами на территории государств, подписавших
Конвенцию, в случае, если вносимые в удостоверение надписи сделаны буквами
латинского алфавита (или прописью), либо латинские буквы повторяют записи,
сделанные на русском языке. Однако в соответствии с Конвенцией государства не
обязаны признавать действительными водительские удостоверения, выданные на
территории другой страны лицам, которые имели там обычное место жительства в
момент выдачи этого удостоверения и которые перенесли свое обычное место
жительства на их территорию после выдачи этого удостоверения. В этой связи
водительские удостоверения, действующие на территории Российской Федерации и
отвечающие требованиям Конвенции о дорожном движении, действительны на
территории других государств только при управлении перевозочными средствами,
участвующими в международном движении (туристические поездки, перевозка
международных грузов, командировка сроком до одного года). В том случае, когда
гражданин России переносит свое место жительства на территорию другой страны,
его водительское удостоверение теряет силу и подлежит замене в установленном
порядке на удостоверение, действующее в этой стране. Гражданам России, получившим
за границей международные или национальные водительские удостоверения страны
пребывания, в том числе выполненным с учетом требований Конвенции о дорожном
движении, обмениваются на соответствующие водительские удостоверения,
действующие в Российской Федерации, после прохождения ими медицинского
переосвидетельствования и проверки теоретических знаний по Правилам дорожного
движения.
– Временное разрешение в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения. Временное разрешение на право управления транспортными средствами выдается на месте нарушения Правил в случае задержания водительского удостоверения при совершении административного правонарушения, за которое в качестве меры наказания может применяться лишение права управления транспортным средством. На временном удостоверении отсутствует фотография, поэтому оно не может удостоверять личность, и если водитель управляет транспортным средством только с временным удостоверением, то ему необходимо иметь документ, который удостоверяет его личность.
– Регистрационные документы на транспортное средство, а при наличии прицепа и на прицеп. В соответствии с Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) необходимо регистрировать автотранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и конструктивной максимальной скоростью более 50 км/ч и прицепы к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие организациям (в том числе предприятиям, учреждениям) независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев, а также регистрации залога транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД. Собственники транспортных средств либо лица от имени собственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами, обязаны зарегистрировать их, или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака “Транзит” или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновении иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, а также снять их с учета по месту регистрации перед прекращением права собственности, либо в случаях изменения места регистрации. К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном приказом МВД России от 21 июля 1993 г. № 346;
– Документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца. К таковым документам относятся: документ на право совместной собственности; доверенность на право использования или распоряжения транспортным средством, при этом доверенность на право управления может быть выдана владельцем в простой письменной форме (ГК РФ, статья 185 п. 1) без нотариального заверения;
– Страховой полис обязательного страхования
гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда
обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным
законом. В российской Федерации действует Закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств".
– Талон о прохождении
государственного технического осмотра транспортным средством, а при наличии
прицепа и на прицеп.
В установленных случаях:
– Путевой лист и документы на перевозимый груз, которые должны
иметь водители транспортных средств, принадлежащих организациям (в том числе
предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовых форм и частные
предприниматели);
– Лицензионную карточку (в случае осуществления деятельности
подлежащей лицензированию);
– При перевозке крупногабаритных,
тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки
этих грузов. Перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов подлежит
согласованию в установленном порядке. При согласовании устанавливаются Правила
таких перевозок, маршруты следования, дополнительные условия и выдается
соответствующая документация.
В случаях, прямо предусмотренных
действующим законодательством (осуществление подлежащей лицензированию
деятельности на транспорте – перевозка грузов или пассажиров), иметь и
передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные
документы.
2.1.2. При столкновении или опрокидывании транспортных средств, а иногда даже в результате резкого торможения водитель и пассажиры могут получить серьезные телесные повреждения. Поэтому, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности, водитель должен пристегнуться ими и не перевозить не пристегнутых пассажиров (требование распространяется и на задние сидения легкового автомобиля).
Во время обучения вождению могут возникать ситуации, в которых обучающему вождению (инструктору) необходимо вмешаться в процесс управления транспортным средством, и если он будет, пристегнут ремнем безопасности, то не сможет этого сделать. Поэтому обучающему вождению, разрешается не пристегиваться ремнем безопасности, когда транспортным средством управляет ученик.
В населенных пунктах допускается не пристегиваться ремнями водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности.
Мотоциклист и его пассажиры при движении должны быть в застегнутых мотошлемах.
2.2. Водитель механического
транспортного средства, участвующий в международном движении, обязан:
– иметь при себе регистрационные
документы на транспортное средство, а при наличии прицепа и на прицеп;
– водительское удостоверение,
соответствующее Конвенции о дорожном движении. Каждая подписавшая конвенцию о
дорожном движении страна признает годными на своей территории для управления
транспортными средствами, соответствующих категорий, на управление которыми оно
было выдано, любое как национальное, так и международное водительское
удостоверение (при условии, что оно действительно), которое соответствует
требованиям Конвенции к международным водительским удостоверениям.
Международные водительские удостоверения выдаются ГИБДД гражданам Российской
Федерации при наличии у них российского водительского удостоверения и
загранпаспорта сроком на три года. На территории Российской Федерации данное
водительское удостоверение недействительно;
– иметь на транспортном средстве, а при наличии прицепа и на прицепе регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано. В соответствии с Конвенцией о дорожном движении на механическом транспортном средстве, зарегистрированном в Российской Федерации и выезжающем за границу, должен устанавливаться отличительный знак в форме эллипса, где на белом фоне вписаны черные буквы “RUS”.
Контроль за международными автомобильными перевозками возложен на Федеральную службы по надзору в сфере транспорта. Для осуществления возложенных на нее обязанностей она организует специальные контрольные пункты, которые, как правило, располагаются совместно со стационарными постами дорожно-патрульной службы ГИБДД, такие пункты обозначаются знаком 7.14 “Пункт контроля международных автомобильных перевозок”. В этих пунктах водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников транспортной инспекции и предъявить для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
2.3. Водитель транспортного средства
обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с требованиями Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
При выполнении обязанностей, по
проверке перед выездом технического состояния, водитель должен
руководствоваться указаниями, содержащимися в инструкции
предприятия-изготовителя по эксплуатации данного транспортного средства. Особое
внимание должно быть уделено проверке агрегатов, систем и устройств,
непосредственно влияющих на безопасность движения (рулевое управление,
тормозные системы, приборы сигнализации и освещения и др.). Во время движения
водитель обязан следить за исправностью транспортного средства.
Движение запрещается при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. В этих случаях, если устранить неисправности собственными силами невозможно, водитель не имеет права продолжать движение даже к месту ремонта или стоянки, а должен вызвать техническую помощь или принять меры для буксировки неисправного транспортного средства к месту ремонта.
В приложении к “Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации…” указан перечень неисправностей транспортных средств. При возникновении хотя бы одной из них, надлежит прекратить намеченную поездку и попробовать устранить неисправность на месте на месте.
Если же устранить неисправность не
удалось, то разрешается ехать к месту стоянки или ремонта, принимая все
возможные меры по обеспечению безопасности на дороге (движение с низкой
скоростью, включение аварийной сигнализации).
2.3.2. Водитель, в отношении
которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии
опьянения, по требованию сотрудников милиции обязан проходить
освидетельствование на состояние опьянения. Основаниями полагать, что водитель
находится в состоянии опьянения, являются наличие признаков опьянения (запах
алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание
пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение не
соответствующее обстановке), заявление граждан об употреблении водителем
спиртных напитков, признание самого водителя в употреблении спиртных напитков. Освидетельствование на состояние опьянения должно
проводиться в соответствии с “Правилами
медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет
транспортным средством, и оформления его результатов”, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930.
Проходить в установленных случаях
проверку знаний Правил и навыков вождения.
Примечание: В
соответствии со статьей 12.36 Кодекса об административных правонарушениях
принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц,
получивших в установленном порядке водительские удостоверения влечет наложение
штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а должностных лиц от 15 до 25
МРОТ.
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
– сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством (преследование лиц, совершивших преступления, доставки их в милицию, проезд к месту происшествия и сбора личного состава по тревоге);
– медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан, в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники – выдать талон установленного образца. По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.
2.4. Право остановки транспортных
средств предоставлено регулировщикам, которыми могут быть: сотрудник
милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы,
дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, имеющие
соответствующие удостоверения. Сотрудники государственной инспекции
безопасности дорожного движения должны иметь нагрудный знак с указанием личного
номера. В соответствии с приказом Министра внутренних дел № 329 от 1 июня
Работники Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта имеют право останавливать
грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие международные автомобильные
перевозки, только в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 “Пункт
контроля международных автомобильных перевозок” контрольных пунктах. Работники
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде
и использовать для остановки диск с красным сигналом либо световозвращателем.
Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом
– свистком. Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны
предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
2.5. Регламентация действий
водителя, установленная Правилами, необходима для выявления причин, вызвавших
происшествие, оперативной помощи пострадавшим и быстрого восстановления
нормальных условий движения. Причастным к дорожно-транспортному происшествию
признается водитель в том случае, если он непосредственно участвовал в
происшествии или своими действиями повлиял на возникновение происшествия (резко
затормозил, не уступил в положенном случае дорогу, чем вынудил другого водителя
круто повернуть руль, что привело к столкновению транспортных средств;
неправильно использовал свет фар, вызвав ослепление водителя, двигавшегося во
встречном или попутном направлениях и т.п.). Установление факта причастности к
происшествию не означает признание вины водителя в данном происшествии.
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан:
– немедленно остановить (не трогать
с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и
выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2
Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (основной
указатель действительного места происшествия – грязь, которая в момент
столкновения или наезда отваливается от крыльев, порогов кузова);
– принять возможные меры для
оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать “Скорую
медицинскую помощь”, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном,
а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее
лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного
средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или
водительского удостоверении и регистрационного документа на транспортное
средство) и возвратиться к месту происшествия. Неоказание водителем помощи
потерпевшему может повлечь за собой уголовную ответственность, которая
наступает независимо от того, виновен водитель или нет в данном происшествии;
– освободить проезжую часть, если
движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения
проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в
лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей
положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию,
и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места
происшествий;
– сообщить о случившемся
происшествии в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия
сотрудников милиции.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет погибших и лиц, получивших тяжкие телесные повреждения, и есть договоренность разрешения взаимных претензий путем передачи денег или обещания передать их позднее, то разрешается с целью экономии времени не вызывать сотрудников ГИБДД к месту происшествия. В этом случае, водители могут:
– составить схему происшествия, отвечающую требованиям: (схема должна быть составлена относительно неизменяемых ориентиров, с отражением всй дорожной обстановки с начальной фазы происшествия, а именно: отрезок проезжей части, где произошло происшествие, ширина проезжей части, существующая разметка, знаки, определяющие режим движения, наличие светофоров, цвет сигнала во время проезда на них, место столкновения машин);
– подписать ее, и прибыть на
ближайший пост ДПС или орган милиции для оформления происшествия.
2.7. Водителю запрещается:
– управлять
транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического
или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и
внимание;
– в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Введение запрещения обусловлено тем, что психофизиологическое состояние водителя (опьянение, утомление, болезненное состояние) оказывает влияние на его функциональные возможности. В результате опьянения, утомления, заболевания, воздействия некоторых лекарственных препаратов ухудшается психофизиологическое состояние водителя, увеличивается вероятность ошибочных действий при управлении транспортным средством, что создает угрозу безопасности движения. Алкогольное и наркотическое опьянение вызывают существенные и опасные изменения психофизиологических функций: искажается восприятие дорожной обстановки и самооценка водителя, увеличивается склонность к риску, замедляется реакция, снижается внимание. Принятие водителем даже сравнительно небольших доз алкоголя увеличивает вероятность дорожно-транспортных происшествий в 5 – 10 раз. Особая опасность слабой степени опьянения состоит в том, что во многих случаях ухудшение параметров деятельности наступает незаметно для самого водителя. Утомленное или болезненное состояние определяется самим водителем по субъективным ощущениям (усталость, сонливость, недомогание, озноб, сильная головная боль и т.п.). При наличии таких ощущений водитель должен воздержаться от управления транспортным средством или прекратить движение. Многие водители принимают какие-либо лекарства, а затем садятся за руль. Однако некоторые комбинированные препараты новейшей формации могут содержать компоненты, прием которых противопоказан тем, кто собирается сесть за руль. Речь идет о препаратах наркотического и психотропного ряда: транквилизаторах, снотворных, противосудорожных, седативных, некоторых обезболивающих. Эти препараты не следует принимать перед поездкой, так как они способствуют сонливости, головокружению, снижению внимания и скорости реакции. Каждый из перечисленных симптомов диктует необходимость отказа от поездки за рулем. Узнать о побочных свойствах медицинских препаратов можно, прочитав краткую аннотацию в медицинском справочнике или в упаковке препарата;
– передавать управление транспортным
средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием
лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или
утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского
удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в
случае его изъятия временного разрешения. Водитель, передающий управление
транспортным средством другому лицу, обязан убедиться, что это лицо имеет при
себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством
соответствующей категории, и что это лицо не находится в состоянии опьянения,
болезненном или утомленном состоянии. Разрешается передавать управление
транспортным средством обучаемому вождению, не имеющему водительского
удостоверения, в соответствии с разделом 21 Правил;
– пересекать
организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них.
Запрещение пересечения колонн и занятия места в них связано с обеспечением
безопасности движения и сохранения целостности колонны;
– с целью исключения случаев
уклонения от ответственности за управление транспортным средством в состоянии
опьянения запрещается употреблять спиртные напитки, наркотические, психотропные
или иные одурманивающие вещества: после дорожно-транспортного происшествия, к
которому он причастен или после того, как транспортное средство было
остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования
с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об
освобождении от проведения такого освидетельствования;
– большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит из-за засыпания водителя, поэтому запрещается управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;
– чтобы водитель, управляя транспортным
средством, не отвлекался от наблюдения за дорогой и мог выполнять приемы руления
двумя руками запрещается пользоваться во время движения
телефоном, не оборудованном техническим устройством, позволяющим вести
переговоры без использования рук.