<<Назад

 

19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

Внешние световые приборы и их назначение:

габаритные огни (впереди белого, сзади красного цвета) предназначены для обозначения транспортного средства и его ширины. Они не создают необходимой для безопасного движения освещенности дороги;

фары дальнего или ближнего света предназначены для освещения дороги и находящихся на ней объектов, а в отдельных случаях могут применяться в качестве средства дополнительной сигнализации. Дальний свет должен обеспечивать освещение дороги на расстоянии до 100 м, ближний – до 30м;

противотуманные фары могут излучать белый или желтый свет, отличающийся широким световым пучком в горизонтальной плоскости, и имеют более четкую по сравнению с фарами головного освещения верхнюю светло-теневую границу. Эти фары применяются при движении в тумане, при сильном дожде, снегопаде и других неблагоприятных метеоусловиях;

фара-прожектор устанавливается в верхней части кузова и применяется на некоторых моделях междугородних автобусов, пожарных и других специальных автомобилях. Фара-прожектор имеет узкий пучок света, действующий на расстоянии до 200 м и излучающий освещение дороги перед транспортным средством;

фара-искатель шарнирно крепится на кронштейне к кузову автомобиля и предназначена для освещения отдельных участков дороги или объектов;

указатели поворотов – световые приборы (желтого или оранжевого цвета), предназначены для сигнализации о предполагаемом изменении направления движения транспортного средства, работают в мигающем режиме;

аварийная сигнализация осуществляется путем синхронного включения всех указателей поворота. Применяется для оповещения других участников движения о вынужденной остановке и в других предусмотренных Правилами случаях;

стоп-сигналы (красного цвета) устанавливаются в задней части транспортного средства для оповещения сзади едущих водителей о торможении транспортного средства. Включаются при нажатии на педаль тормоза;

задние противотуманные фонари (красного цвета) служат для эффективного обнаружения впереди движущегося транспортного средства в условиях недостаточной видимости (дождь, снег, туман и т.п.);

фонарь освещения номерного знака (белого цвета) служит для освещения номерного знака для улучшения его видимости в темное время суток;

фонарь включения заднего хода (белого цвета) служит для оповещения других участников движения, что транспортное средство движется задним ходом.

19.1. При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также тоннелях (в том числе с искусственным освещением) должны быть включены следующие световые приборы:

– на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света.

– на велосипедах – фары или фонари;

– на гужевых повозках – фонари (при их наличии).

– на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

– в населенных пунктах, если дорога освещена. Освещенным считается участок дороги, на котором установлены и включены светильники стационарного наружного освещения. Освещенность дорог, создаваемая стационарными светильниками регламентируется государственными стандартами. Неосвещенный участок дороги, участок, на котором отсутствует или выключены стационарные светильники наружного освещения;

– для исключения ослепления водителей встречных транспортных средств дальним светом фар, он должен быть переключен на ближний, на расстоянии не менее чем за 150 м до встречного транспортного средства;

– ослепление от света фар может наступать и на большем, чем 150 м расстоянии (мокрая дорога, более яркие лампы фар). В этом случае водитель сигнализирует об этом периодическим переключением света фар с ближнего света на дальний и т.д. Если водитель встречного транспортного средства сигнализирует о необходимости переключения, то дальний свет должен быть переключен на ближний и на большем, чем 150 м расстоянии;

– в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств. При этом необходимо учитывать, что возможно ослепление не только водителей, движущихся навстречу, но и при совершении поворота на перекрестке может быть ослеплен водитель, движущийся по боковой дороге. При приближении к вершине подъема или к повороту дороги также всегда существует вероятность ослепления встречного водителя. При попутном движении ослепление может возникнуть через зеркала заднего вида.

В результате резкого увеличения освещенности на зрачке, например, под действием дальнего света фар на близком расстоянии, водитель может временно (на несколько секунд или даже десятков секунд) потерять способность различать предметы – это называется ослеплением. Обычно при этом водитель испытывает неприятное ощущение (резь) в глазах. В таком состоянии дальнейшее движение опасно, поэтому водитель незамедлительно должен для информации других участников движения о том, что ослеплен включить аварийную сигнализацию и снизить скорость. Если ослепление легкое, то, снизив скорость и убедившись в восстановлении видимости, водитель может не останавливаться. При сильном ослеплении и необходимости остановиться, нельзя совершать маневр в сторону, так как при этом велика вероятность наезда на пешеходов или транспортные средства, движущиеся по соседней полосе или стоящие на обочине.

19.3. В темное время, стоящие транспортные средства, трудно различимы. Чтобы предотвратить наезд на неосвещенных дорогах, а также в условиях недостаточной видимости, при остановке или стоянке транспортного средства, как на проезжей части, так и на обочине, его следует обозначить габаритными огнями.

В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

– в условиях недостаточной видимости как самостоятельно, так и вместе с ближним или дальним светом фар. Они имеют широкий неслепящий пучок света, дальность действия которого невелика и не превышает дальности ближнего света, и обеспечивают хорошее освещение дороги при малой прозрачности атмосферы;

– в темное время суток как дополнительный источник света. В этом случае они подключаются для улучшения видимости к ближнему или дальнему свету фар, только на неосвещенных участках дорог;

– вместо ближнего света фар, для обозначения особых режимов движения, предусмотренных пунктом 19.5. Правил.

19.5. Ближний свет фар может использоваться не только для освещения дороги перед движущимся транспортным средством. Он должен быть включен в светлое время суток для обозначения, движущегося транспортного средства при определенных режимах движения:

на мотоциклах и мопедах с целью уменьшения числа несчастных случаев и выделения мотоциклов и мопедов из общей массы, так как вследствие малых размеров их трудно различить на дороге среди других транспортных средств;

– для обозначения того, что транспортное средство движется в составе организованной транспортной колонны;

– на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специальной полосе движения навстречу основному транспортному потоку;

– при организованной перевозке групп детей в транспортных средствах, как движущихся в колонне, так и самостоятельно, для обеспечения безопасности;

– при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для предупреждения других участников движения;

– при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

– при движении вне населенных пунктов на всех транспортных средствах для улучшения их видимости.

19.6. Фару-прожектор и фару-искатель разрешается включать только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств, так как излучаемый ими мощный поток света может вызвать ослепление других водителей на большом расстоянии.

В населенных пунктах такими фарами можно пользоваться только водителям транспортных средств оперативных и специальных служб при выполнении ими неотложного служебного задания.

19.7. Использование задних противотуманных фонарей обеспечивает хорошую видимость транспортных средств при малой прозрачности атмосферы. Однако они при неправильном использовании могут вызвать ослепление водителя, движущегося сзади автомобиля. Поэтому применять их разрешается только в условиях недостаточной видимости и запрещается подключать эти фонари к фонарям стоп-сигналов.

19.8. Для облегчения распознавания автопоезда при его движении в любое время суток на нем должен быть включен опознавательный знак “Автопоезд”, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

19.9. Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета предупреждающий водителей, что транспортное средство, на котором он установлен, представляет опасность для других участников движения, должен быть включен:

– на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге;

– при погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях;

– на транспортных средствах при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозки этих грузов.

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

для привлечения внимания водителя, обгоняемого транспортного средства, вне населенного пункта, а также в населенном пункте на дороге обозначенной знаком 5.25 “Начало населенного пункта” (фон знака – синий);

в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, как вне населенного пункта, так и в нем.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение фар с ближнего света на дальний свет.

О необходимости использования этих дополнительных мер водитель должен решать сам в зависимости от того насколько они окажутся эффективными и безопасными в конкретной обстановке. Так, многократное переключение с ближнего света на дальний эффективно в темное время суток, на неосвещенной дороге, но хуже воспринимается в летнее время, в сумерки и на освещенной дороге.

 

<<Назад
Сайт управляется системой uCoz