13. Проезд перекрестков
13.1. Пешеходы пересекают проезжую часть в зоне перекрестков по пешеходным переходам, а при их отсутствии по линии тротуара или обочины. При этом возникает конфликт между транспортными средствами, поворачивающими направо или налево на зеленый сигнал, и пешеходами, переходящими проезжую часть по тому же сигналу. Тот же конфликт возникает и на перекрестках, где движение не регулируется. Пешеходы могут не заметить поворачивающего транспортного средства. Поэтому водители транспортных средств (в том числе и трамвая) должны уступить дорогу, как на регулируемых, так и не регулируемых перекрестках пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую они поворачивают направо или налево, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
13.2. Образование затора на перекрестке может быть связано с чрезмерной интенсивностью движения, с дорожно-транспортным происшествием, может быть вызвано также остановившимся из-за неисправности транспортным средством, проведением каких-либо срочных ремонтных работ (ликвидация обрыва контактного провода троллейбуса или трамвая). Нельзя выезжать как на регулируемый, так и не регулируемый перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пересечении. Это затруднит движение транспортных средств, создав препятствие для движения в поперечном направлении. Однако если образовавшийся затор не вынуждает водителя останавливаться на пересечении, то он может продолжить движение в намеченном направлении.
13.3. Регулируемым называется перекресток, на котором очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. В определении регулируемый перекресток понимается, что в светофоре периодически переключаются сигналы разных цветов, а регулировщик периодически подает различные сигналы.
Если перед перекрестком установлены знаки приоритета и имеется работающий светофор, то перекресток считается регулируемым. Знаки приоритета в этом случае не действуют, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Перекресток, со светофором, в котором включен мигающий желтый сигнал, либо выключены все сигналы, либо отсутствует светофор или регулировщик, считается нерегулируемым. В этом случае водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на нем знаками приоритета. Если сотрудник милиции находится в пределах перекрестка, но не регулирует движение (не подает установленные Правилами сигналы), то такой перекресток также считается нерегулируемым.
Регулируемые перекрестки
13.4. Водитель безрельсового
транспортного средства, выполняющий поворот налево или разворот на зеленый
сигнал светофора (без дополнительной секции слева), обязан уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся со встречного
направления прямо или направо. Для этого водитель должен выехать на центр перекрестка и, расположив там свое транспортное
средство так, чтобы оно не оказалось на полосе встречного движения, ожидать
возможности завершения поворота или разворота.
Если посередине дороги расположены
трамвайные, и установлены знаки 5.15.1 “Направление движения по полосам” или
5.15.2 “Направление движения по полосе”, предписывающим порядок выполнения
поворота налево не с трамвайных путей, то необходимо уступить дорогу трамваю попутного направления.
При одновременном повороте налево
транспортных средств, движущихся со встречных направлений, Правилами ситуация
не рассматривается. Поэтому, с учетом размеров перекрестка, можно проехать
перекресток одновременно, оставляя его центр между собой, разъезжаясь либо
правыми бортами, либо левыми бортами.
Таким же правилом должны
руководствоваться между собой водители трамвая.
13.5. Часто сигнал (стрелку) в
дополнительной секции включают одновременно с основным красным сигналом светофора, например, в случаях, если при зеленом
сигнале светофора в данном направлении через проезжую часть наблюдается
интенсивное движение пешеходов и для них установлен пешеходный светофор. В этих
и подобных случаях при движении в направлении стрелки, включенной в
дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора,
водитель должен уступить дорогу транспортным
средствам, движущимся с любых других направлений (даже выполняющим
разворот).
На отдельных перекрестках для повышения их пропускной способности в определенном направлении дополнительная секция может быть включена при любом сигнале светофора.
13.6. Трамвай имеет сравнительно большой остановочный путь и лишен возможности маневра (объезда, обгона). Поэтому Правила предоставляют трамваю определенные преимущества перед безрельсовыми транспортными средствами, в том числе при проезде перекрестков. Так, если сигналы светофора или регулировщика разрешают одновременно движение трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Однако, если трамвай движется в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, его водитель также, как и водители безрельсовых транспортных средств, должен уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.7. На перекрестках обычно устанавливают четыре светофора, располагая их по углам перекрестка. Все светофоры перекрестка работают взаимосвязано. Поэтому у водителя, поворачивающего на основной зеленый сигнал, на выезде с перекрестка окажется красный сигнал. Этот сигнал не имеет отношения к данному водителю. Он запрещает движение в поперечном направлении. Поэтому специально подчеркивается право водителя на завершение намеченного маневра. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде.
На перекрестках с разделительной полосой, площадях, бульварах возможно возникновение сложных конфликтных ситуаций и заторов, особенно из-за поворачивающих налево и разворачивающихся транспортных средств. Поэтому на таких сложных перекрестках организуется поэтапный пропуск транспортных средств, для чего перед соответствующим светофором на выезде с перекрестка или на самом перекрестке наносят “стоп-линию” или устанавливают знак 6.16 “Стоп-линия”. Также светофор может устанавливаться перед пешеходным переходом на выезде с перекрестка. В этом случае, пересекая такой перекресток, водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути светофора.
13.8. Задерживаться на перекрестке не следует, его нужно освобождать как можно быстрее. Однако к моменту переключения сигналов светофора отдельные транспортные средства могут не успеть его пересечь, особенно те, которые выполняют поворот налево или разворот. Пешеходы могут не успеть завершить переход проезжей части к моменту переключения светофора. Чтобы не создавать затора, водители должны при включении разрешающего сигнала светофора уступить дорогу транспортным средствам, завершающим проезд через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Нерегулируемые перекрестки
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к перекрестку по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения. Двигаясь по второстепенной дороге, водитель при необходимости выбирает место остановки в зависимости от конкретной обстановки. Он может остановиться как перед пересекаемой проезжей частью главной дороги, так и на ней, но с условием, что его транспортное средство не будет создавать помехи водителям, пользующимся преимущественным правом, с учетом габаритов и направлений движения их транспортных средств, размеров перекрестка и состояния дорожного покрытия. Не исключены случаи, когда движущееся по второстепенной дороге транспортное средство может пересечь перекресток одновременно с транспортным средством, движущимся по главной дороге, без создания ему помех. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления движения.
13.10. На некоторых перекрестках главная дорога может изменять свое направление. Для информации водителей о дальнейшем направлении главной дороги в таких случаях перед перекрестком устанавливаются знаки 2.1 “Главная дорога”, 2.4 “Уступите дорогу”, 2.5 “Движение без остановки запрещено” с табличкой 7.13 “Направление главной дороги”. С помощью этой таблички водители получают необходимую информацию о порядке проезда перекрестка. В случае, когда на перекрестке главная дорога меняет направление, водитель, находящийся на главной дороге при подъезде к перекрестку, сохраняет преимущество в отношении транспортных средств, въезжающих на перекресток с второстепенных дорог. Между собой водители, движущиеся по главным, дорогам, должны руководствоваться правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, поскольку имеют равное право на движение. Этими же правилами должны руководствоваться между собой водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. Для водителей безрельсовых
транспортных средств установлен единый принцип проезда перекрестков
равнозначных дорог – водитель обязан уступить дорогу любым транспортным средствам,
приближающимся справа.
Водитель, на пути, движения которого
справа находится транспортное средство, получает возможность двигаться дальше в
тот момент, когда это транспортное средство пройдет воображаемую точку пересечения траекторий их движения, поэтому нельзя
проезжать перекресток под прикрытием транспортного средства, которое имеет право на движение.
Уступать дорогу транспортным
средствам, приближающимся справа следует на всех стадиях движения транспортных
средств в пределах перекрестка, в том
числе при изменении ими направления движения (например, в процессе выполнения разворота или поворота
налево).
Водители трамваев между собой также руководствуются этим же правилом.
В некоторых случаях проезд
перекрестка может осуществляться без задержки, если траектории транспортных
средств на перекрестке не пересекаются.
Перед безрельсовыми транспортными
средствами трамвай независимо от первоначального
расположения и направления дальнейшего движения имеет преимущество.
Если перед перекрестком с круговым движением не установлены знаки приоритеты, то такой перекресток является перекрестком равнозначных дорог. Водитель, движущийся по перекрестку должен уступать дорогу транспортным средствам въезжающим на перекресток.
13.12. Поворачивая налево или разворачиваясь, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Это правило действует на перекрестках при движении, по главной, равнозначной и второстепенной дороге.
Этим же правилом между собой руководствуются и водители трамваев.
13.13. Если водитель, подъезжая к перекрестку, не может определить, на какой дороге он находится – нет знаков приоритета, нельзя различить наличие покрытия на дороге (темное время суток, туман, грязь, снег и т.п.), чтобы не произошло дорожное транспортное происшествие должен считать, что находится на второстепенной дороге и уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.