12. Остановка и стоянка
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги, при наличии обочины, как можно правее на ней. Предполагается, что транспортное средство при этом будет полностью располагаться на обочине и не выступать за ее пределы. При отсутствии обочины – на проезжей части, у ее края. Правилами не указывается конкретное расстояние между колесами транспортного средства и бордюром тротуара, поскольку обеспечить точное выполнение этого требования затруднительно. Перед остановкой или стоянкой водитель обязан перестроиться в сторону предстоящей остановки или стоянки.
В населенных пунктах, как правило,
имеется наружное освещение, а скорость движения ограничена до
– на дорогах, не имеющих трамвайных путей посередине, с одной полосой движения для каждого направления, что уменьшает необходимость выполнения сложных и опасных разворотов;
– на дорогах с односторонним движением, что обусловлено отсутствием встречного движения. Однако грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением могут только останавливаться для загрузки или разгрузки.
Нельзя выезжать на левую сторону дороги, имеющую трамвайные пути, расположенные посередине, а также в населенных пунктах, на дорогах, обозначенных знаком 5.25 “Начало населенного пункта” (фон синий).
12.2. Остановка и стоянка транспортных средств на проезжей части разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Мотоциклы без бокового прицепа, мопеды и велосипеды небольшой габаритной ширины разрешается ставить в два ряда. Однако ставить мотоцикл без коляски или велосипед рядом с мотоциклом, имеющим коляску, не разрешается.
На дорогах, имеющих местное уширение проезжей части, где не создается помех движению, разрешается ставить транспортные средства под углом к краю проезжей части.
Легковым автомобилям, мотоциклам,
мопедам и велосипедам разрешается стоянка на краю тротуара, граничащего с
проезжей частью, или под углом к проезжей части, в местах обозначенных знаком
6.4 "Место стоянки" с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6–8.6.9
"Способ постановки транспортного средства на стоянку".
12.3. Вне населенного пункта для длительной стоянки с целью отдыха, ночлега или устранения технической неисправности транспортное средство необходимо располагать на предусмотренных для этого площадках. При отсутствии площадок необходимо отводить за пределы дороги. За пределами дороги означает, что транспортное средство должно быть отведено за обочину.
12.4. Остановка запрещается:
– на трамвайных путях или в непосредственной близости от них, (особенно в местах закругления трамвайных путей), что может помешать движению трамвая и создаст затор на дороге;
– на железнодорожных переездах, что сопряжено с опасностью возможного создания затора на переезде и приближения поезда;
– под эстакадами, мостами и путепроводами, где обычно проезжая часть ссужена, обочина отсутствует, а тротуары ограждены, поэтому остановившееся транспортное средство будет мешать движению попутных транспортных средств. Остановка в тоннелях при недостаточной видимости может повлечь за собой поочередный наезд друг на друга нескольких транспортных средств;
– на узких мостах, эстакадах и путепроводах имеющих менее трех полос движения в данном направлении остановившееся транспортное средство будет являться помехой движению попутных транспортных средств;
– в тех местах, где между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки, кроме обозначающей правый край проезжей части, остается расстояние менее 3-х метров. Это может быть как осевая линия (сплошная или сплошная вместе с прерывистой 1.11, со стороны сплошной, так и линия, разделяющая полосы движения). Разделительной полосой или противоположным краем проезжей части. В этом случае движение по данной полосе или проезжей части для большинства транспортных средств окажется невозможным, так как пересекать сплошную линию и выезжать за пределы проезжей части они не имеют права;
–
на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ним. Пешеходные переходы должены хорошо просматриваться водителем,
а пешеходы, переходящие проезжую часть, должны видеть приближающиеся
транспортные средства. На дорогах с односторонним движением,
– на проезжей части вблизи опасных
поворотов, в конце подъемов и перед ними и в других местах при ограниченной видимости дороги менее
–
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края
пересекаемой проезжей части, чтобы обеспечить беспрепятственное движение транспортных
средств и пешеходов на перекрестках и хороший обзор водителям на пересекаемой
дороге. Не запрещается остановка на перекрестке, если транспортное средство
находится не на пересечении проезжих частей и ближе
– на расстоянии менее
– в местах, где остановившееся транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки. Для этого водители должны выбирать место для остановки с учетом выполнения этого требования;
– в местах, где остановившееся транспортное средство может сделать невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств или создавать помехи для движения пешеходов, например, при въезде во дворы, в зоне трамвайной остановки.
12.5. Стоянка запрещается:
– в местах, где запрещена остановка;
– вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 “Главная дорога”. Это может быть на участке дороги, где отсутствует обочина или ее ширина недостаточна для размещения транспортного средства;
– ближе 50 м от железнодорожных переездов, где стоящие транспортные средства создают помеху видимости железнодорожных путей.
12.6. При вынужденной остановке в
местах, где остановка запрещена, водитель должен принять
все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Способами отвода могут быть: перемещение его вручную к краю проезжей части или
на обочину в случае, если автомобиль остановился посередине проезжей части
вследствие неисправности, перемещение с помощью стартера, буксирование с
помощью другого автомобиля.
12.7. Угроза безопасности возникает
в результате неосторожности водителя, открывающего двери и выходящего на проезжую
часть, либо пассажиров выходящих на тротуар. Прежде чем открыть дверь, водитель
должен убедиться, наблюдая через зеркало заднего вида в том, что он не создает
помехи другим участникам движения. Также водитель должен предупредить
пассажиров, что прежде чем они начнут открывать двери необходимо убедиться, что
не будет создано помех движению пешеходов.
12.8. Если во время остановки или стоянки водитель выходит из кабины, он должен принять меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. Для этого его необходимо затормозить стояночным тормозом и включить передачу. На дорогах с крутым продольным уклоном, при наличии тротуара, нужно круто вывернуть передние колеса в сторону бордюрного камня. При его отсутствии вывернуть передние колеса таким образом, что покатившийся автомобиль не выехал на проезжую часть, или подложить под колесо упор в виде камня или другого предмета.
Оставляя транспортное средство без присмотра надо принять меры, исключающие его использование другими лицами: включить противоугонное устройство, поднять стекла, запереть двери.