11. Обгон, встречный разъезд
11.1. Обгон является сложным и
опасным маневром. Он выполняется при высокой скорости, причем часто опережение производится
по полосе встречного движения. При этом возникает опасность столкновения с
встречным транспортным средством.
Безопасное выполнение обгона зависит
прежде всего от того, насколько водитель внимательно изучит дорожную обстановку
и выполнит соответствующие предписания Правил. Обгонять транспортные средства
можно только при хорошей видимости и свободном пути.
Изучая дорожную обстановку на участке предполагаемого обгона, водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии, при этом не следует слишком сближаться с обгоняемым транспортным средством, так как это резко ухудшит обзорность. Нужно установить наличие движущихся по этой полосе транспортных средств, как попутных, так и особенно встречных, оценить расстояние до них и скорость их перемещения. Начинать обгон опасно, если при его выполнении будет создана помеха этим транспортным средствам.
Перед выполнением обгона водитель должен изучить дорожную обстановку не только впереди управляемого транспортного средства, но и сзади него. Неосмотрительный водитель, не оценив, поведение движущихся за ним водителей и начав обгон, может оказаться в положении обгоняемого и во время обгона возникает опасная ситуация. Поэтому Правила требуют от водителя перед обгоном убедиться в том, что ни один из следующих за ним водителей, которым может быть создана помеха, не начал обгон.
Нельзя обгонять транспортное средство, на котором включен левый указатель поворота, сигнализирующий о перестроении влево для обгона, поворота налево или разворота.
Опасным является возвращение автомобиля на ранее занимаемую полосу при завершении обгона, раннее начало возвращения может вынудить водителя обгоняемого транспортного средства тормозить или менять направление движения. Поэтому прежде чем начать обгон, следует убедиться, что водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Относительно более медленное движение должно осуществляться ближе к правому краю проезжей части. Расположение водителя с левой стороны автомобиля дает ему возможность при небольшом отклонении влево от обгоняемого транспортного средства лучше просматривать обстановку впереди. При обгоне справа представляют большую угрозу стоящие или медленно движущиеся по правой полосе транспортные средства.
Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра поворота налево или разворота, производится с правой стороны. В данном случае действия впереди следующего водителя очевидны для обгоняющего, а начавшее смещаться влево транспортное средство не будет закрывать видимость полосы, на которую будет перестраиваться обгоняющий водитель.
11.3. Помехи движения водителю, выполняющему обгон, могут повлечь за собой тяжелые последствия. Его транспортное средство движется с высокой скоростью, остановочный путь увеличен, ему бывает трудно вернуться на ранее занимаемую полосу. Поэтому водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону подачей сигнала левого поворота, повышением скорости движения, перемещения транспортного средства влево.
Некоторые водители при сигнале об их обгоне подают ответный сигнал правого поворота или применяют отмашку рукой, сигнализируя, что они уступают дорогу обгоняющему и что впереди нет препятствий на пути обгоняющего. Такая практика является полезной.
11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения.
В практике нередки случаи, когда по правой полосе движутся на небольшой дистанции друг от друга два, три и более транспортных средств. В этих случаях водителю, производящему обгон, пришлось бы после опережения каждого транспортного средства снижать скорость, перестраиваться в правую полосу, а затем снова выбирать момент для обгона следующего транспортного средства. Поэтому Правила разрешают в данных случаях при двух и более полосах для движения в данном направлении остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу придется сразу начинать новый обгон и если это не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью. Кроме того, это вытекает из термина “Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, даже на дорогах с двумя полосами движения в обоих направлениях.
Также водитель, производящий обгон,
может не возвращаться после завершения обгона на ранее занимаемую полосу в населенном пункте, где с учетом пункта
9.4. Правил, разрешено движение по удобной для водителя полосе. Однако, на
дорогах, которые обозначены знаками 5.1 “Автомагистраль” и 5.3 “Дорога для
автомобилей”, а также на дорогах, по которым разрешено движение со скоростью не
более
11.5. В процессе выполнения обгона водитель, приближаясь к перекрестку, может не успеть остановиться перед повернувшим на дорогу встречным транспортным средством или при смене сигнала светофора занять свою половину проезжей части. Подобные ситуации особенно опасны на относительно узких дорогах с одной полосой движения в каждом направлении. Поэтому обгон запрещается на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, допускается обгонять на таких перекрестках без выезда на полосу встречного движения.
При подъезде к перекрестку у водителя может возникнуть необходимость уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, поэтому запрещаются любые обгоны при движении по дороге не являющейся главной (как второстепенной, так и равнозначной).
При движении по главной дороге разрешается выполнять на перекрестках любые обгоны, так как водитель, движущейся по ней, имеет преимущество право на движение.
Допускается:
– обгон на перекрестках с круговым движением, где все транспортные средства движутся только в одном направлении – против часовой стрелки;
– обгон на перекрестках двухколесных транспортных средств (велосипед, мопед и мотоцикл без бокового прицепа), имеющих небольшую ширину, обгон которых осуществляется практически с незначительным изменением траектории движения;
– разрешенный обгон с правой стороны транспортного средства, которое подало сигнал поворота налево, и приступило к выполнению маневра.
Обгон на пешеходных переходах может быть сопряжен с помехами и опасностью для пешеходов. Поэтому Правила запрещают обгон на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, независимо от их положения и направления движения.
Железнодорожные переезды, как
правило, имеют небольшую ширину проезжей части, обеспечивающую движение
автомобилей в один ряд, и при обгоне на них трудно обеспечить безопасный
интервал. Перед переездами транспортные средства движутся с ограниченной
скоростью и дистанцией. Попытка обгона на переезде или перед ним может вызвать
дезорганизацию работы переезда и создать угрозу движению поездов. Поэтому запрещается обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за
Обгон транспортных средств, производящих обгон или объезд опасен тем, что водителю второго обгоняющего транспортного средства не видно дороги (из-за двух автомобилей впереди). При таком маневре значительно увеличивается зона обгона и возрастает опасность столкновения со встречными транспортными средствами, до минимума сокращается интервал между транспортными средствами. Выполняющий такой обгон водитель создает помехи движущемуся справа транспортному средству, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому запрещен обгон транспортных средств, выполняющих обгон или объезд – “двойной обгон”.
Перелом продольного профиля дороги, крутой поворот, видимость на котором ограничивается косогором, зелеными насаждениями или постройками. Участки дорог, где туман, сильный дождь, снег или поднятая пыль резко ограничивают видимость, являются местами, где в условиях ограниченной видимости транспортное средство, движущееся во встречном направлении, может появиться внезапно. Поэтому запрещен обгон в конце подъемов, на крутых поворотах и других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
11.6. Во избежание заторов на дорогах водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства, должен создавать благоприятные условия для более быстроходных транспортных средств. Вне населенных пунктов, в зависимости от ширины проезжей части с учетом интенсивности встречного движения в случаях, когда обгон невозможен или затруднен, он должен принять как можно правее, а в случае необходимости остановиться, выехав на обочину, и пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
11.7. Встречный разъезд может быть затруднен вследствие проведения ремонтных работ на проезжей части, любым остановившимся транспортным средством, других помех, создающих стесненные условия и вынуждающими водителя выехать на полосу встречного движения. В этом случае водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Это требование распространяется на случаи, когда на дороге перед местами, где встречный разъезд транспортных средств затруднен, отсутствую знаки 2.6 “Преимущество встречного движения” и 2.7 “Преимущество перед встречным движением”. При наличии же знаков водители должны руководствоваться их предписаниями.
На подъеме тронуться с места значительно труднее, особенно на мокрой и скользкой дороге, поэтому на уклонах, обозначенных знаками 1.13 “Крутой спуск” и 1.14 “Крутой подъем”, при наличии препятствия должен уступить дорогу водитель транспортного средства, который движется на спуске.