10. Скорость движения
10.1. Скоростной режим – один из важнейших показателей дорожного движения, влияющий на обеспечение безопасности движения и пропускную способность дорог. Повышение скорости позволяет увеличить пропускную способность дорог. Однако дальнейшее повышение скорости может привести к авариям и увеличить тяжесть их последствий. Поэтому Правила определяют параметры скоростного режима, которые превышать запрещается. Выбирая скорость движения, водитель должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянно контролировать движение транспортного средства для выполнения требований Правил. При движении с большой скоростью ухудшается управляемость транспортного средства, увеличивается остановочный путь пропорционально квадрату скорости движения. Водитель должен выбирать такую скорость, которая позволяла бы ему не потерять контроль над управлением транспортным средством для выполнения требований Правил (особенно “Уступить дорогу”).
Водитель оценивает интенсивность движения по степени заполненности проезжей части транспортными средствами, по тому, с какими дистанциями они движутся друг относительно друга, насколько часты перестроения, обгоны и другие маневры. С ростом интенсивности движения уменьшается возможность выполнения разнообразных маневров, чаще возникают сложные и опасные ситуации. В транспортном потоке водители должны выбирать скорость движения, равную или близкую, к средней скорости других транспортных средств. Стремление водителя двигаться со скоростью, превышающей среднюю скорость транспортного потока, приводит к более частым возникновениям опасной обстановки.
Для обеспечения безопасного движения необходимо учитывать особенности транспортного средства (тормозной путь, конструкцию рулевого управления и т.д.), выбирать скорость, позволяющую уверенно выполнять намеченный маневр. Особенности груза определяются его физическим состоянием (твердый, жидкий), габаритными размерами массой.
Дорожные условия определяются множеством факторов. Из них на выбор скорости движения влияют, ширина проезжей части, качество и состояние ее покрытия, а также рельеф местности.
Атмосферные условия (дождь, снег, туман, пыль) ограничивают видимость в направлении движения, что затрудняет наблюдение за дорогой и обнаружение на проезжей части препятствия или другой опасности. Ухудшается сцепление колес с дорогой, в результате чего увеличивается остановочный путь транспортного средства. На мокром асфальте остановочный путь увеличивается в два раза, по отношению к сухой дороге.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Под опасностью для движения понимается ситуация, в которой продолжение движения создает угрозу и может привести к дорожно-транспортному происшествию.
10.2. Максимальная разрешенная
скорость движения –
Скорость
На некоторых участках дорог в
населенных пунктах по решению органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации может повышаться скорость движения установкой знаков 3.24
“Ограничение максимальной скорости” со значением скорости более
В жилых зонах, въезды в которые обозначены знаком 5.21 “Жилая зона”, и на
дворовых территориях разрешается максимальная скорость не более
10.3. Вне населенных пунктов
разрешается движение:
на автомагистралях: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с
разрешенной максимальной массой не более 3,5 т со скоростью не более
всем автобусам, грузовым автомобилям
с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, мотоциклам, легковым
автомобилям, буксирующим прицеп, – не более
на остальных дорогах: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с
разрешенной максимальной массой не более 3,5 т, междугородним и маломестным
автобусам, мотоциклам со скоростью не более
другим автобусам, грузовым
автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, легковым
автомобилям, буксирующим прицеп, – не более
На всех дорогах
вне населенного пункта грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, и
транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, –
не более
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение на
всех дорогах со скоростью не более
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки. При этом должен быть установлен на транспортном средстве опознавательный знак “Ограничение скорости”.
10.5. В технической характеристике каждого транспортного средства предприятие-изготовитель указывает максимальную скорость. У некоторых транспортных средств (трактора, самоходные машины и т.п.) она значительно ниже максимальной скорости определенной Правилами. Запрещается превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой во избежание поломок транспортного средства и обеспечения безопасности движения.
Опознавательный знак “Ограничение
скорости” должен быть установлен на транспортные средства, осуществляющие
организованные перевозки групп детей, перевозящие крупногабаритные,
тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость
транспортного средства по технической характеристике ниже определенной Правилами.
Превышать скорость, указанную на знаке запрещается.
Запрещается создавать помехи другим
транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью. Под слишком малой понимается скорость,
отличающаяся от скорости движения транспортного потока примерно на 20 –
Запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Резкое торможение недопустимо, если это не связано с предотвращением дорожно-транспортного происшествия, так как создает угрозу безопасности движения. Такое торможение вынуждает водителей других транспортных средств также резко тормозить или менять направление движения во избежание столкновения, что может привести к возникновению заносов и опрокидыванию.