1. Общие положения
1.1. Правила дорожного движения (Правила) Российской Федерации являющиеся правовым документом, устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Правила утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090. В них были внесены изменения и дополнения Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. №370, от 24 января 2001 г. №67, от 28 июня 2002 г. №472, от 7 мая 2003 г2003 г. №595, от 14 декабря 2005 г. №767, от 28 февраля 2006 г. №109. Правила соответствуют действующему в России законодательству, нормативным документам в сфере безопасности дорожного движения и международным Конвенциям и Соглашениям, включая поправки к ним, принятые Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ОНН в 1992 г.
Отдельные положения Правил носят
общий характер. В практике использования транспортных средств возникает
необходимость уточнить обязанности водителей или нормативы, относящиеся к
порядку движения для случаев, прямо не предусмотренных Правилами. Например,
бывает необходимой разработка дополнительных правил перевозки специальных
грузов или инструкции по особенностям эксплуатации транспортных средств
отдельных типов. Если эти документы касаются каких-либо особенностей дорожного
движения, они должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Если между этими документами и Правилами имеются противоречия, водитель должен
руководствоваться предписаниями Правил дорожного движения, иначе всякое
отступление от них может нарушить установленный порядок движения и создать
угрозу для безопасности – между участниками движения не будет взаимопонимания.
Действие Правил распространяется не только на дороги, но также на все другие
места, где возможно движение (закрытые производственные территории,
строительные площадки, просеки и т.п.).
1.2. В Правилах используются понятия и термины, которые могут иметь различные значения в зависимости от того, используются ли они в обиходной речи или официальных документах по безопасности дорожного движения. Ряд встречающихся терминов и понятий по своему смыслу отличается от общепринятых их значений в других отраслях знаний. Для исключения различных толкований этих понятий и терминов в Правилах даны их определения и краткие разъяснения. В данном пособии даются более полные разъяснения и комментарии, а также включены дополнительные термины, не входящие в перечень, но используемые в Правилах.
“Дорожное движение” – совокупность общественных отношений,
возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных
средств или без таковых в пределах дорог.
Люди и грузы могут перемещаться с
помощью транспортных средств, это водители и пассажиры транспортных средств,
либо груз перевозимый на транспортном средстве. Но также люди и грузы могут
перемещаться и вне транспортного средства – пешеходы, люди катящие тележку с
грузом.
Дорожное движение является объектом
управления. В общем случае под управлением понимается воздействие на тот или иной
объект с целью улучшения его функционирования. Применительно к дорожному
движению объектом управления являются транспортные и пешеходные потоки. Частным
видом управления движением является его регулирование (от латинского слова
regulare – подчинить определенному порядку, правилу, упорядочивать), т.е.
поддержание параметров движения в заданных пределах. С помощью
автоматизированных систем управления дорожным движением достигается
координированное управление светофорной сигнализацией на нескольких магистралях
с выбором программы координации в зависимости от интенсивности движения
транспортных средств. Высокая эффективность использования дорог, т.е.
максимальная пропускная способность, достигается за счет управления такими
факторами, как улучшение качества состояния дорог, увеличение скорости
движения, повышения мастерства водителей, совершенствование конструкции
транспортных средств, применение современных технических средств регулирования
с использованием ЭВМ.
Термины, относящиеся к местам
движения, видам и элементам дорог
В соответствии с ее функциональным назначением под “дорогой” подразумевается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения автомобильных перевозок. Дорога в широком смысле – путь сообщения, предназначенный для передвижения людей, транспорта, грузов. Все элементы этого комплекса размещают в пределах полосы отвода, ширина которой зависит от категории дороги. Основным видом инженерного обеспечения автомобильных дорог является сооружение на них дорожного покрытия, которое служит непосредственной опорой для колес транспортных средств. Все силы, действующие на автомобиль, передаются через его колеса на дорожное покрытие. Дорога в свою очередь, воздействует на колеса автомобиля через свое покрытие. Водителю удается управлять автомобилем и реализовать его эксплуатационные свойства в результате взаимодействия колес автомобиля с покрытием дороги. Для создания дорожного покрытия один или несколько слоев различных по прочности материалов (песок, гравий, камни, бетон, асфальт), укладывают на землю в пределах проезжей части дороги для ее упрочнения и обеспечения необходимого сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги. Дорожные покрытия разделяются на несколько видов:
– твердые, гладкие покрытия (асфальт,
асфальтобетон, цементобетон);
– каменные твердые, неровные
покрытия (брусчатка, булыжник);
– насыпные покрытия (гравий,
щебенка).
“Дорога” – обустроенная или
приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли
либо поверхность дорожного сооружения. Понятие дорога охватывает не только
дороги, являющие техническим сооружением (обустроенные), но и естественные грунтовые (проселочные,
лесные полевые, и пр.) дороги, в том числе и временные зимники.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Внешними границами дороги будут являться либо внешние кромки обочин, либо тротуаров (если дорога имеет несколько тротуаров, разделенных зеленой полосой, то имеется в виду внешний по отношению к оси дороги тротуар). При отсутствии на дороге элементов, указанных выше, границей служит край проезжей части либо край накатанной полосы (на грунтовых и временных дорогах).
“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Границей проезжей части являются обочина, тротуар, разделительная полоса, также границей проезжей части могут служить горизонтальные линии разметки 1.2.1. и 1.2.2.
Дорога может иметь несколько смежных
проезжих частей, в этом случае они разграничиваются “разделительной полосой” – элементом дороги, выделенным конструктивно
и (или) с помощью разметки 1.2.1 (резервная зона – полоса проезжей части, которая может использоваться для
движения транспортных средств оперативных служб), не предназначенным для
движения и остановки транспортных средств. Как правило, разделительные полосы,
окаймленные бордюрным камнем, возвышаются над поверхностью дороги на 15–20 см.
В качестве разделительной полосы могут использоваться бетонные блоки, имеющие
специальные скосы. Расположенный по средине дороги бульвар также является разделительной полосой.
Трамвайные пути являются элементом дороги, но не являются проезжей частью для безрельсовых транспортных средств. Однако когда они расположены на одном уровне с проезжей частью, слева от движущихся безрельсовых транспортных средств, то могут быть использованы ими для движения. Трамвайные пути независимо от расположения на дороге (посередине или по краям) являются границей проезжей части, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств в данном направлении. Трамвайные пути, расположенные посередине дороги, не разделяют ее на проезжие части.
Линии разметки, разделяющие встречные транспортные потоки (осевые линии) не попадают под понятие “разделительная полоса”, и не разделяют дорогу на смежные проезжие части.
Проезжая часть дороги разделяется на полосы движения. “Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Границы полос движения могут быть обозначены продольной разметкой. Также определить количество полос и направление движения по ним можно по дорожным знакам 5.15.1, 5.15.7 “Направление движения по полосам” или 5.15.2 “Направление движения по полосе”. Принято вести отсчет полос движения от правого края проезжей части данного направления движения. Крайняя правая полоса считается первой. В зависимости от категории дороги ширина полосы движения может изменяться в пределах от 3,75 м до 3,0 м. Если на дороге не нанесена продольная разметка, обозначающая границы полос движения, и не установлены знаки, указывающие направления движения по полосам, то водители сами должны их определить исходя из ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. Безопасный минимальный интервал при попутном движении должен быть не менее 1 м, при встречном разъезде не менее 1,5 м.
“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, являющимися границей между обочиной и проезжей частью. Обочины могут использоваться для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обычно в населенных пунктах на дорогах для движения пешеходов оборудуют “тротуары”. Тротуары возвышаются над поверхностью проезжей части на 15–20 см и окаймляются бордюрным камнем. Тротуары либо примыкают к проезжей части либо отделяются от нее газоном.
Для перехода проезжей части пешеходами выделяются места, называемые пешеходными переходами. Переходы могут располагаться как на перекрестках, так и между ними, при этом они могут быть регулируемыми, где движение и пешеходов и транспортных средств регулируется сигналами светофора или регулировщика, и не регулируемыми. Обозначается пешеходный переход знаками 5.16.1 и 5.16.2 “Пешеходный переход” и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 “Зебра”. При отсутствии разметки, ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками, которые устанавливаются на правой и на левой стороне дороги на границах перехода.
“Железнодорожный переезд” – место, предназначенное и оборудованное для пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями. Железнодорожные переезды относятся к числу особо опасных участков автомобильных дорог. Дорожно-транспортные происшествия на них, как правило, приводят к человеческим жертвам и значительному материальному ущербу. Применяемые здесь технические средства организации движения должны своевременно предупреждать водителей о приближении к переезду, оповещать о подходе поезда, при необходимости обеспечить остановку транспортных средств и предотвращения их выезда на переезд, а также определенный порядок движения на этом участке. В зависимости от скорости и интенсивности движения поездов, интенсивности движения транспортных средств по автомобильной дороге и степени обеспечения видимости железнодорожные переезды могут быть регулируемые и нерегулируемые, что устанавливает начальник отделения железной дороги по согласованию с ГИБДД. Переезды, охраняемые круглосуточно и две смены, оборудуют шлагбаумами, а охраняемые в одну смену при наличии переездной светофорной сигнализации могут эксплуатироваться без шлагбаумов. Шлагбаумы бывают автоматические и неавтоматические. Последние, в свою очередь, могут быть с электроприводом или механизированные. Их открывают и закрывают вручную с помощью лебедки. Переезды оборудуют типовым настилом и ограждениями (столбиками, перилами), устанавливаемыми не ближе 0,75 м от края проезжей части. При интенсивном движении пешеходов по типовым проектам устанавливают специальные пешеходные дорожки. Шлагбаумы устанавливают с правой стороны на обочине автомобильной дороги, с обеих сторон переезда на высоте 1–1,25 м от проезжей части. В закрытом положении они перекрывают большую часть дороги, оставляя с левой стороны, не перекрытой проезжую часть шириной не менее 3 м. Расстояние от автоматического шлагбаума до первого рельса не менее . На случай повреждения основных шлагбаумов устанавливают запасные ручного действия, на расстоянии не менее 1 м от основных. Они находятся в постоянно открытом положении. Брусья шлагбаумов (основных и запасных) окрашивают чередующимися наклонными полосами красного и белого цветов. Нормальное положение основных автоматических шлагбаумов – открытое, а неавтоматических – закрытое. Их открывают для пропуска транспортных средств при отсутствии приближающегося поезда. На электрофицированных линиях железных дорог с обеих сторон переезда на расстоянии от крайнего рельса не менее 8,5 м устанавливают габаритные ворота. На их верхней поперечине крепят знак 3.13 “Ограничение высоты” с цифрой на знаке “4,5 м”. На опоры габаритных ворот наносят вертикальную разметку 2.1. Перед переездами при оборудовании их светофорной сигнализацией применяют светофоры с двумя горизонтально расположенными и попеременно мигающими красными сигналами. Допускается сигнализация, предусматривающая, помимо красных мигающих, бело-лунный сигнал. Выключение бело-лунного (при его наличии) и включение красных мигающих сигналов происходят одновременно с сигнальными фонарями на брусьях шлагбаумов и подачей звукового сигнала до подхода поезда за расчетное время. Это время определяется исходя из максимальной скорости движения поездов и минимальной скорости транспортных средств, освобождающих за это время переезд. Обычно расчетное время составляет 40–50 с. Через 5–11 с после включения красных сигналов заградительные брусья шлагбаумов начинают плавно опускаться. Открывается шлагбаум в обратном порядке. Перед переездами устанавливают предупреждающие знаки, а перед переездами без шлагбаума и знаки приоритета.
“Населенный пункт” – застроенная территория, въезды на которую обозначены знаками 5.23.1, 5.23.2, 5.25, а выезды – 5.24.1, 5.24.2, 5.26. Таким образом, Правила не разделяют населенные пункты по видам. Города, поселки городского типа, деревни, села все являются населенными пунктами. Начинаются и заканчиваются населенные пункты не в местах окончания застройки, а в местах установки соответствующих дорожных знаков. Правила содержат целый ряд требований, которые распространяются только на населенные пункты (например, ограничение скорости движения для всех транспортных средств не более 60 км/ч). Однако эти требования действуют не на каждой застроенной территории, либо не всей территории населенного пункта. Если начало застроенной территории обозначено знаком 5.23.1 или 5.23.2 “Начало населенного пункта” с белым фоном, то на всех дорогах этого населенного пункта водитель должен выполнять относящиеся к движению в населенном пункте. Если начало застроенной территории обозначено знаком 5.25 “Начало населенного пункта” с синим фоном то движение по дороге, где установлен знак, не налагает на водителя обязанностей соблюдать требования Правил, относящиеся к населенным пунктам. Однако при съезде с этой дороги в пределах населенного пункта необходимо выполнять все требования Правил относящиеся к населенным пунктам. Отсутствие перед застроенной территорией соответствующих знаков указывает на то, что водители при движении по данной территории не обязаны выполнять требования Правил, которые устанавливают порядок движения в населенных пунктах.
“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.). Движение по прилегающей территории должно осуществляться в соответствии с Правилами. Необходимо подавать предупредительные сигналы световыми указателями поворота, при проезде пересечений проездов уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа и т.д. Водители, выезжающие на дорогу с прилегающей территории, обязаны уступить дорогу пешеходам и транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Выезды из прилегающих территорий не являются перекрестками и в этих места не заканчиваются зоны действия знаков.
"Перекрестком" называется место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. По своему виду и направлению дорог, образующих перекресток, он может быть: четырехсторонним крестообразным, четырехсторонним Х-образным, трехсторонним Т-образным, трехсторонним Y-образным, с круговым движением, многосторонним (площадь). Для удобства выполнения водителями поворотов на пересекающихся проезжих частях выполняют закругления. Границами перекрестка являются воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закругления проезжих частей, внутри этих границ действуют требования Правил, относящиеся к проезду перекрестков. В пределах границ перекрестка пересекающиеся проезжие части дорог образуют пересечение проезжих частей (пересечения). На перекрестке может быть образовано не одно, а несколько пересечений. Если одна или две дороги имеют разделительную полосу, разделяющую ее на проезжие части, то каждая из проезжих частей образует пересечение. Трамвайные пути расположенные посредине дороги не разделяют ее на проезжие части, поэтому при пересечении дороги с трамвайными путями образуется только одно пересечение.
Различают перекрестки регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых перекрестках очередность движения транспортных средств и пешеходов определяется сигналами светофора или регулировщика. На нерегулируемых перекрестках нет регулировщика, отсутствует или отключен светофор или в светофоре включен желтый мигающий сигнал.
Нерегулируемые перекрестки могут
образовывать пересечения равнозначных и неравнозначных дорог. На перекрестках неравнозначных дорог одна их них
является главной, а другая – второстепенной. При проезде такого перекрестка водитель,
движущийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным
средствам, приближающимся по главной дороге. “Главная дорога”
обозначается знаками 2.1 “Главная дорога”, 2.3.1 “Пересечение со второстепенной дорогой”, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5,
2.3.6, 2.3.7 “Примыкание второстепенной дороги”, 5.1 “Автомагистраль”. Также одним из признаков главной дороги является наличие
на ней твердого покрытия (асфальтобетон, цементобетон, каменные материалы и
т.п.) по отношению к грунтовой дороге. При этом грунтовая дорога не делается
равной по значению с пересекаемой, если непосредственно перед перекрестком
имеется участок с покрытием, который делается для очистки грунта с колес перед
выездом на дорогу с покрытием. Любая дорога по отношению к выездам из прилегающих территорий также является главной дорогой.
Дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками называется “Автомагистралью”. Для транспортных потоков оборудуются специальные развязки, для пешеходов подземные или надземные переходы. Количество полос движения на каждой проезжей части должно быть не менее двух. Для остановки и стоянки на автомагистрали за ее границами оборудуются специальные площадки. На автомагистрали, как правило, предусматривается стационарное освещение в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Автомагистраль всегда является главной дорогой. Порядок движения по автомагистралям определяется специальным разделом Правил.
Кроме вышеуказанных терминов и
понятий для полного понимания необходимы и некоторые другие не входящие в
Правила:
– “Транспортная развязка” – место пересечения дорог в разных уровнях, состоящее из нескольких самостоятельных перекрестков, образующихся в местах их слияния (разветвления) с соединительными дорогами, на развязках оборудуются полосы разгона и торможения;
– “Пешеходная дорожка” – дорога для движения пешеходов вне проезжей части, обочины, тротуара автомобильной дороги, обозначенная знаком 4.6 “Пешеходная дорожка”;
– “Велосипедная дорожка” – дорога для движения на велосипедах, мопедах, а также пешеходов при отсутствии тротуаров или пешеходной дорожки. Велосипедные дорожки могут также располагаться в пределах проезжей части (например, крайняя правая полоса). Обозначаются велосипедные дорожки знаком 4.5 “Велосипедная дорожка”;
– “Мост” – инженерное сооружение для перевода дороги через водоем, овраг, другую дорогу и т.п.;
– “Путепровод” – мост для перевода одной дороги над другой (например, автомобильной над железной дорогой);
– “Эстакада” –
сооружение для проведения дороги (или других коммуникаций) над земной
поверхностью на опорах, допускающих проход или проезд над ним.
Термины, относящиеся к средствам
передвижения, их видам и характеристикам
Многочисленные и разнообразные устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем, называются “транспортным средством” (автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед, трактор, гужевая повозка, прицеп и т.п.).
Одним из наиболее важных конструктивных отличий транспортных средств является наличие или отсутствие двигателя, приводящего соответствующее транспортное средство в движение. Наличие двигателя позволяет транспортным средствам двигаться с высокой скоростью, поэтому оно обладает высокой кинетической энергией – значит, может представлять опасность для других участников движения. По этому признаку транспортные средства подразделяются на две группы: механические транспортные средства и немеханические.
«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение от установленного на нем двигателя (внутреннего сгорания, электродвигателя). К механическим транспортным средствам относятся. Автомобиль – механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и (или) грузов по безрельсовым дорогам. Автомобиль может быть легковым – предназначенным для перевозки пассажиров или грузовым – предназначенным для перевозки грузов (включая автомобили, созданные на базе легковых). Автобус – автомобиль, предназначенный для одновременной перевозки более восьми пассажиров. Междугородние автобусы предназначены для маршрутных междугородних сообщений. Маломестный автобус имеет габаритную длину не более 5 м.
“Мотоцикл” – двух колесное транспортное средство с боковым прицепом (коляской) или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Из общего множества механических транспортных средств особо выделяются транспортные средства общего пользования, перевозящие одновременно большое количество пассажиров – “маршрутные транспортные средства”, которые движутся по установленным маршрутам с обозначенными местами остановок. К ним относятся безрельсовые: автобус, троллейбус и рельсовое – трамвай.
“Автопоезд” – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). Ведущее звено автопоезда в виде механического транспортного средства (автомобиля, трактора т.п.) называется – “Тягач”. Ведомое звено автопоезда, в виде транспортного средства без двигателя, масса которого целиком передается на дорогу через собственную ходовую часть (одноосную, двухосную, многоосную) называется “прицеп”. Разновидностями прицепа являются: “Полуприцеп” – прицеп, часть массы которого передается на тягач через опорно-сцепное устройство; “Прицеп-роспуск” – прицеп для перевозки длинномерных грузов с изменяющейся длиной дышла. Для обозначения автопоезда применяется опознавательный знак "Автопоезд" – в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины тягача.
К немеханическим транспортным средствам относятся:
Двух или более колесное транспортное
средство, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем
(кроме инвалидных колясок), называется “велосипед”;
“Гужевая
повозка” – транспортное средство, приводимое в движение мускульной
силой тягового животного и управляемое погонщиком.
“Мопед” – двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем рабочим объемом не более 50 см³ и имеющее конструктивную максимальную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, моккики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Мопед относится к немеханическим транспортным средствам.
Одним из важнейших технических параметров транспортного средства является его “разрешенная максимальная масса”. (Р.М.М.) – предельно допустимое значение массы транспортного средства, установленное заводом изготовителем. Разрешенная максимальная масса автопоезда равна сумме соответствующих масс тягача и прицепов, входящих в его состав. Этот термин применим не только к грузовым автомобилям, но и к другим видам транспортных средств – автобусам, легковым автомобилям, прицепам. Величина разрешенной максимальной массы устанавливается в качестве максимально допустимой технической характеристикой завода-изготовителя, она является расчетной и не зависит от того, загружено транспортное средство или нет.
Р.М.М. = Мсн +М гр/п + М вод, где
Мсн – снаряженная
масса (масса укомплектованного запасным колесом и инструментом и полностью
заправленного горюче-смазочными материалами транспортного средства);
Мгр/п –
грузоподъемность транспортного средства (максимально разрешенная к перевозке
масса груза и (или) пассажиров);
Мвод – масса
водителя (за массу водителя принимается масса равная 80 кг).
Масса транспортного средства при выполнении транспортной работы называется “фактической массой” (Мф). Фактическая масса зависит от массы перевозимого груза в данный момент времени.
Мф = Мсн + Мгр + Мвод, где
Мсн – снаряженная масса;
Мгр – масса
груза;
Мвод – масса
водителя.
Фактическая масса автопоезда равна сумме
соответствующих масс тягача и прицепов, входящих в его состав.
Величину разрешенной максимальной
массы ограничивают знаком “Движение грузовых автомобилей запрещено” и другими
требованиями Правил. Границей между сугубо грузовыми автомобилями, на которые
распространяются большинство требований Правил, относящихся к грузовым
автомобилям, и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности, условно
приравненных к легковым, является разрешенная максимальная масса равная 3,5т.
легковые – 3,5т ≥ Р.М.М. > 3,5т – грузовые.
Термины, относящиеся к лицам
участвующим в дорожном движении
Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленными Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование называется “регулировщик”. Для того, чтобы регулировщик выделялся на дороге он должен быть в соответствующей форменной одежде и (или) иметь отличительный знак (нарукавную повязку) и экипировку (жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок). К регулировщикам относятся сотрудники милиции (независимо от подразделения) и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб (выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге), дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Лица, принимающие участие в качестве водителя, пассажира, пешехода в дорожном движении являются участниками дорожного движения. Участники дорожного движения несут правовую ответственность за соблюдение относящихся к ним требований Правил, сигналов светофоров, распоряжений регулировщиков, требований знаков и разметки. Они должны действовать так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Главным участником дорожного движения является “водитель” – лицо непосредственно управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению (инструктор), в то время когда транспортным средством управляет ученик. При этом инструктор несет ответственность за не соблюдение Правил и за дорожно-транспортное происшествие.
Помимо водителя в транспортном средстве, не управляя им, перемещаются по дорогам “пассажиры”. Кроме того, пассажиром считаются лица входящие (садящиеся) в транспортное средство или выходящие из транспортного средства (сходящие с него).
Лица, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящие на ней работу являются “пешеходами”. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Пешеходом является любое лицо независимо от того, перемещается он или стоит на месте, а также от того, на каком элементе дороги (тротуаре, проезжей части, обочине) он находится.
Кроме регулировщиков и участников
дорожного движения на дороге могут находиться другие лица, действия
которых могут повлиять на установленный порядок движения (должностные лица
транспортных, дорожных, коммунальных и иных предприятий и организаций, лица,
выполняющие дорожные работы). Другие лица должны действовать так, чтобы не
создавать опасности или помех движения, не причинять вреда.
Термины, определяющие действия
водителя
В процессе движения, водителям, приходится взаимодействовать между собой и пешеходами. В случаях, когда ни для одного из участников не запрещено движение, а их траектории пересекаются или сливаются, может возникнуть “Опасность для движения” – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. Такие ситуации возможны при выполнении перестроений, изменении направления движений транспортных средств, пересечении перекрестков, отдельных участков дороги и т. д. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Чтобы исключить перерастание конфликтных ситуаций в аварийные, Правилами введены два взаимосвязанных понятия: “Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении и “Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование не начинать, не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять маневр, если это вынудит других участников движения, имеющих преимущество, изменить скорость или направление движения. Если преимущество – это право, которое, при необходимости можно передать другому участнику. То уступить дорогу – требование, которое обязательно выполнять. Для его выполнения в каждой конкретной ситуации водитель должен для себя решить что делать: остановиться, снизить или увеличить скорость, не начинать выполнять маневр или выполнить его быстрее. Можно также двигаться одновременно с другим участником, имеющим преимущество, если это не вынуждает его менять скорость или направление движения. Если при проезде перекрестка требуется уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, и для этого требуется остановиться, это надо сделать перед краем пересекаемой проезжей части, не мешая движению пешеходов. Почти все случаи “Преимущества” и требования “Уступить дорогу” оговорены в разделах Правил. Если в конкретной дорожной ситуации Правилами очередность проезда не определена, то водители применяют “Правило правой руки” – нужно уступить дорогу (не создать помех) транспортному средству приближающемуся справа.
Водители различных транспортных
средств при движении по дорогам движутся с различными скоростями движения. При
этом им приходится выполнять либо опережение, либо обгон. “Опережение”
– движение транспортного средства с более высокой скоростью относительно
другого (других) по полосам проезжей части одного направления без выезда из
занимаемой полосы.
Маневр связанный с выездом из занимаемой полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения называется "перестроением". Перестроение может быть как самостоятельным маневром, так и предварительным при выполнении обгона, перед поворотами или разворотом.
Опережение одного или нескольких
транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы, называется
“обгоном”. Для того чтобы действия водителя классифицировались как обгон,
управляемое им транспортное средство должно осуществить маневр, состоящий из
следующих двух элементов:
– выезд из занимаемого ряда на
полосу, по которой осуществляется движение в попутном или
во встречном направлении;
– опережение одного или нескольких транспортных средств.
Во время поездок у водителей
возникает необходимость прекращать движение на короткий или более длинный
промежуток времени.
Преднамеренное прекращение движение на время до 5 мин, а также на большее время, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки (процесс должен идти непрерывно) транспортного средства называется “остановкой”.
Прекращение движения, осуществляемое на длительное время (более 5 мин) по причинам не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства называется “стоянкой”.
Остановка и стоянка транспортного
средства должны производиться в местах, где они не запрещены Правилами.
Непреднамеренное прекращение движения не связанное с дорожным движением (ввиду неисправности транспортного средства, опасного состояния груза, болезненного состояния водителя или пассажиров, появления препятствия на дороге) называется “вынужденной остановкой”.
При вынужденной остановке водитель должен по возможности остановиться в том месте, где Правилами остановка не запрещена. Если это произошло в месте, где остановка запрещена, необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
Непреднамеренное прекращение движения, связанное с организацией дорожного движения (на запрещающие сигналы, для того, чтобы уступить дорогу, в соответствии с режимом дорожных знаков, в связи с затором и т.п.), называется “технологической остановкой”.
Во время движения водитель выполняет различные маневры, связанные с изменением направления движения. Изменение направления движения на противоположное называется “разворотом”.
Для обеспечения безопасности
движения водители должны соблюдать между своим и другими транспортными
средствами интервал и дистанцию.
Расстояние между транспортными средствами, движущимся по смежным полосам движения, в попутном, и во встречных направлениях, называется интервал”.
Расстояние между транспортными средствами, движущимися по одной полосе движения в один ряд, называется “дистанция”.
Термины, определяющие условия
движения и нештатные ситуации
Правилами сутки поделены на два периода – светлое и “темное время суток”, наступающее с конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Сумерки это период плавного перехода от дневного света к ночной темноте и от ночной темноты к дневному свету. Продолжительность сумерек зависит от географической широты местности, времени года, состояния атмосферы, рельефа местности и других факторов. Правила требуют от водителя в темное время суток включить внешние световые приборы. Чтобы выполнить это требование, целесообразно включать световые приборы в конце вечерних сумерек, в момент времени, при котором на дорожном покрытии начинают различаться пятна ближнего света фар.
Термином “недостаточная видимость” определяется дальность видимости, которая зависит от прозрачности атмосферы или освещенности. В условиях недостаточной видимости водитель с нормальной остротой зрения перестает различать на фоне дороги пешехода в темной одежде, находящегося на расстоянии 300 м от транспортного средства.
В условиях, когда водитель имеет “ограниченную видимость” – это видимость дороги в любом направлении менее 100 м (на поворотах, вблизи гребней крутых подъемов и т.п.), Правила запрещают ему начинать обгон с выездом на полосу встречного движения, останавливаться и стоять на проезжей части и т.п.
Событие, возникшее в процессе
движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли
или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо
причинен иной материальный ущерб называется “дорожно-транспортное происшествие”. Во всех странах мира ведется учет и анализ
дорожно-транспортных происшествий, которые в официальной статистике
подразделяются по видам. Решающее значение по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий имеют дисциплинированность
водителей и пешеходов, строгое выполнение Правил дорожного движения. Особенно
опасным является управление транспортным средством водителем в нетрезвом
состоянии, так как у водителей ухудшается восприятие окружающей обстановки,
нарушается правильная ориентация и координация движений, замедляется реакция.
Термины, определяющие особенности
организации движения
По дорогам могут перемещаться “организованные транспортные колонны” – группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
Группа людей, совместно движущихся по правой стороне дороги в направлении движения транспортных средств, не более чем по четыре человека в ряд образует “организованную пешею колонну”. Спереди и сзади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями – спереди белого, а сзади – красного цвета.
Когда возникает необходимость в одновременной перевозке большого количества детей, осуществляется “организованная перевозка группы детей” – специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Такая перевозка осуществляется в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки “Перевозка детей”. При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий. Во всех случаях перевозки на транспортном средстве должен быть включен свет фар.
Вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности называются “опасный груз”. Перевозка опасных грузов должна осуществляться на транспортном средстве, имеющем опознавательный знак “Опасный груз”, в соответствии со специальными правилами.
1.3. Все участники дорожного
движения – водители, пассажиры и пешеходы – обязаны знать и выполнять Правила,
соблюдать требования дорожных знаков и дорожной разметки, а также выполнять
распоряжения регулировщиков.
1.4. На пути следования транспортных
средств и пешеходов возможны разнообразные помехи их движению. Для уменьшения возможности
взаимных помех со стороны участников движения в разных странах мира правила
устанавливают право- или левостороннее движение транспортных средств, в
соответствии с которыми транспортные средства должны двигаться так, чтобы при
встречном разъезде они не создавали помех друг другу. На основе этого правила
строятся главные положения о порядке движения и проезда перекрестков
транспортными средствами. С учетом его оборудуют рабочее место водителей в
кабине транспортного средства, располагают двери трамваев, троллейбусов и
автобусов, оборудуют дороги средствами регулирования.
Правостороннее движение принято по традиции в Российской Федерации и большинстве стран мира. Лишь в некоторых странах сохранена их национальная традиция левостороннего движения (Англия, Япония и др.).
При правостороннем движении водители должны вести свое транспортное средство по правой половине проезжей части по направлению движения.
1.5. Опасность на дороге может
возникнуть не только из-за встречных транспортных средств. Опасные ситуации
могут возникать и создавать предпосылки дорожно-транспортных происшествий по
различным причинам. Чаще всего помехи и опасность для движения исходят от самих
его участников. Это проявляется не только в результате нарушений порядка
движения, а и в причинении вреда. Поэтому Правила запрещают участникам
дорожного движения и другим лицам повреждать или загрязнять покрытие дорог,
снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры
и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге
предметы, создающие помехи для движения. Если же подобная помеха появилась,
тот, кто создал ее, обязан принять все возможные меры для ее устранения. Если
же это невозможно, то этот же человек должен доступными средствами обеспечить
информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
1.6. Участники движения и другие лица,
нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В частности водители транспортных средств за нарушение Правил могут быть привлечены
к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.